Основная образовательная программа МБОУ ООШ г. Зернограда
на 2011-2012 учебный год
ООП 2011-2012 г.г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Основная образовательная программа разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, на общешкольном родительском собрании, утверждена приказом директора школы и представлена на сайте в сети Интернет.Образовательная программа школы выполняет следующие функции:структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала; определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.Основная образовательная программа содержит следующие разделы:1. Пояснительная записка.2. Учебный план.3. Программы учебных предметов, курсов.4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.7. Программа социальной деятельности обучающихся.8. Система дополнительного образования.9. Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП.Содержание основной образовательной программы сформировано с учетом социокультурных особенностей Зерноградского района. ООП предусматривает:достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.ООП разработана в соответствии с положениями Устава школы и локальными актами учреждения.ООП предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования.Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.Разработчики программы обращают внимание на новые понятия:Вариативная часть учебного плана – часть, формируемая участниками учебного процесса и включающая внеурочную деятельность.Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части учебного плана и предусматривающая следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения системы общечеловеческих ценностей и системы культурных, духовных и нравственных ценностей российского народа.Инновационная профессиональная деятельность – создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений, способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способ деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.Личностные результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.Метапредметные результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.Мотивация – система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.Образовательная среда – дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.Основная цель образовательной программы – обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся. Целевые ориентиры на каждой ступени образования определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества. Целью реализации ООП является обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.Школа реализует начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, определяя следующие целевые установки:начальное общее образование:формирование системы учебных и познавательных мотивов – умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития;основное общее образование:обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора;развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности;среднее (полное) общее образование:обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;сформированность общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;овладение метапредметными умениями для самореализации в условиях непрерывного образования;готовность к самоопределению и самовыражению;ответственность за свои поступки и принятые решения.Основные принципы формирования образовательной программы – преемственность ступеней обучения, вариативность учебных курсов, системность контроля уровня освоения учебных программ, интеграция общего и дополнительного образования, индивидуализация на основе дифференциации и профилизации, социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, здоровье сберегающие технологии. Основаниями для формирования документа на предстоящий учебный год стали:анализ образовательной ситуации и результаты реализации образовательной программы в 2010-2011 учебном году;современные требования к образовательным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС;опыт инновационной образовательной практики педагогического коллектива;изучение социального заказа на образовательные услуги;приоритетные направления развития региональной системы образования;целевые показатели развития школы, представленные в Программе развития.Изучение данных направлений позволило определить главные векторы развития образовательной ситуации по повышению качества образовательных услуг в рамках образовательной программы:Подготовка школы к введению федерального государственного образовательного стандарта;Переход на старшей ступени к индивидуальному учебному плану;Усиление информационной инфраструктуры школьной системы образования;Расширение социальных практик в системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста;Развитие системы дополнительного образования;Активизация межпредметной направленности в освоении образовательных программ.